Прямое возмещение убытков и «европротокол» позволят цивилизованно регулировать обстановку на дорогах

С 1 марта 2009 года вступают в силу положения закона об ОСАГО, которые вводят процедуры прямого возмещения убытков (ПВУ) и «европротокол» в оформлении ДТП. Кроме того, тогда же изменяются и территориальные и возрастные коэффициенты по ОСАГО. В связи с этим на рынке ОСАГО грядут весьма значимые изменения, как в самом бизнесе страховщиков, так и во взаимоотношениях с клиентами-автомобилистами. ПВУ вводит процедуру, при которой участник ДТП обращается за возмещением убытков не в компанию виновника, а в собственную, где покупался полис ОСАГО. «Европротокол» позволяет урегулировать ДТП без вызова аварийных комиссаров в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. С одной стороны, данные изменения позитивны для потребителя, поскольку во всех развитых странах эти условия позволяют клиенту упростить процедуру возмещения убытков при авариях, но с другой таит в себе массу подводных камней. Все плюсы и минусы, а также перспективы введения новых изменений в ОСАГО эксперты страхового бизнеса и общественных организаций обсудили 13 февраля 2009 года в рамках пресс-конференции, организатором которой выступило агентство по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion (www.shadursky.ru)

Проблемы ПВУ и «европротокола» могут привести к увеличению мошенничеств
Соответствующие поправки могут, с одной стороны, негативно отразиться на участниках дорожного движения. По мнению руководителя Комитета по защите прав автомобилистов Александра Холодова, возрастет количество мошенничеств, с которыми страховщики будут бороться всяческими способами. «Например, страховая компания может попросить к осмотру автомобиль второго участника ДТП, который к тому моменту может быть уже отремонтирован, - рассказывает Александр Холодов. – В результате чего страховая компания вправе отказать в выплатах». Также возникнет проблема при судебных обращениях с доказательствами ущерба. Ведь доказать, каким образом, когда и как именно произошла авария, имея при себя лишь один бланк-извещение, который составили сами участники, представляется сложным.
Что касается прямого возмещения убытков, то и здесь могут возникнуть проблемы не только у потребителей, но и у страховщиков. Александр Холодов уверен, что последует череда отзывов лицензий и банкротств страховых компаний. Так как страховая компания потерпевшего, выплатив ему соответствующий ущерб, будет обращаться за регрессом к компании виновника, которая может оказаться недобросовестной или посчитать, что сумма убытка не соответствует действительности. В таких случаях «порядочные» страховщики будут использовать рычаги давления для того, чтобы «плохие» компании как можно скорее ушли с рынка.
Еще один вопрос касается по-прежнему отсутствующей единой методики оценки ущерба, которая приведет к непониманию и «войнам» между самими страховщиками. Так, одна компания оценит повреждения по одной методике, другая будет не согласна и проведет свой осмотр по другой. В результате суммы могут серьезно разнится.

Новые изменения в ОСАГО не повлияют на рост банкротств страховщиков
Но представители страхового сообщества более оптимистичны в своих оценках. Президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский отмечает, что ситуация слишком преувеличена. «Обращаю ваше внимание на то, что европротокол не является обязательным способом урегулирования происшествия, - заметил он. – Вы по-прежнему можете вызывать сотрудника ГИБДД для составления извещения. Просто законодатель попытался немного упростить существующую процедуру урегулирования и в некоторых некритичных ситуациях сэкономить силы и время автомобилистов. При этом если Вы не уверены, что сумма ущерба не превысит 25 тыс. рублей или опасаетесь чего-то, то ничего не мешает Вам вызвать ГИБДД, как это происходит в настоящее время».
Также Евгений Дубенский не согласился и с увеличением количества отзывов лицензий. Он не связывает это с введением прямого урегулирования и «европротокола». По его мнению, такая ситуация может происходить вследствие общей экономической ситуации в стране и только.
Кроме того, еще одним положительным итогом введения «европротокола» станет уменьшение так называемых «подстав» на дорогах. «Европротокол» здесь может стать своего рода барьером для изымания наличных средств от пострадавшего, так как у последнего теперь будет право в требовании оформления извещения о ДТП. Мошенники же в таких случаях всегда надеются на получение денег непосредственно на месте ДТП.  

Страховщики рекомендуют не использовать «европротокол» первое время
Эксперты рекомендуют прежде всего не пользоваться первое время «европротоколом», а оставить это на доля экспериментаторов. Лучше продолжать пользоваться возможностью вызова сотрудника ГИБДД, особенно если автомобилист сомневается в суммах оцениваемых повреждений. Также можно вызвать и так называемых посредников – аварийных комиссаров, который является независимым лицом и поможет правильно оформить пакет документов.
Старший преподаватель кафедры страхового права Санкт-Петербургского института управления и права Сергей Краснов советует в сомнительных ситуациях обращаться к юристу. «Если же человек считает, что сумма возмещаемого ему ущерба недостаточна, то необходимо смело писать исковое заявление в суд», - говорит Сергей Краснов.
Также страховые эксперты попросили быть внимательными и не забывать о том, что «европротокол» действует только при трех условиях: сумма предполагаемого ущерба не должна превышать 25 тыс. рублей, отсутствие пострадавших, в ДТП не может быть более двух автомобилей участников, а также автомобилисты должны прийти к единому мнению относительно обстоятельств ДТП.

    КАСКО это Вам не ОСАГО
Также владельцам полисов КАСКО страховщики рекомендуют не смешивать «мух» и «котлеты» и не забывать о том, что при наличии такого полиса вызов ГАИ на место происшествия и получение справок из компетентных органов является обязательным»! «Наличие полиса ОСАГО» даже при ущербе до 25 тыс. рублей не освобождает водителя от выполнения требований договора по КАСКО», - предупреждает руководитель комиссии по страхования общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в Санкт-Петербурге Егор Шадурский – При отсутствии справок страховая компания вправе отказать клиенту в выплатах».  
Кстати: Лимит «европротокола» в 25 тысяч рублей был выведен после проведения РСА анализа всех выплат по ДТП в ОСАГО. Выяснилось, что средняя сумма возмещаемого ущерба составляет 15 тыс. рублей, что предполагает некий «коридор» в 10 тысяч.

Новые коэффициенты стоимости полисов ОСАГО вступят  в силу 1 марта
Еще одна поправка, вступающая в силу 1 марта, касается изменений коэффициентов с 1 по ОСАГО - территориальных по некоторым регионам страны, и по возрасту-стажу. Первые, по словам экспертов, не коснутся Петербурга, в основном коэффициенты на стоимость полиса повлияют в тех городах. Где убыточность по ОСАГО зашкаливает за 100%. Это прежде всего Архангельская, Челябинская области, а также Зауралье, где изначально эти коэффициенты были выставлены неправильно. Также изменятся коэффициенты по возрасту-стажу – для неопытных и молодых водителей в возрасте до 22 лет и со стажем менее трех лет стоимость ОСАГО вырастит значительно.

Подготовлено по материалам пресс-конференции агентства Shadursky Promotion